Избранное
Порядок коммерческого учета ТКО в договоре с регоператором
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (пп. 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) […]
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (пп. 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, далее ‒ Правила № 505).
Существенными условиями договора в силу п. 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее ‒ Правила № 1156), являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых ТКО, состав таких отходов, периодичность и время вывоза, а также способ коммерческого учета их количества. При этом нужно учитывать, что условия договора, с одной стороны, не должны быть явно обременительными для собственников и пользователей жилых помещений, а с другой стороны, должны отражать интересы регионального оператора.
Принципы добросовестного поведения участников гражданских правоотношений не исключают обязанности сторон оценивать условия договора с точки зрения их разумности и справедливости, принципа соблюдения баланса законных интересов участников данных правоотношений.
Для оценки перспективы изменения условий договора, связанных со способом коммерческого учета объема ТКО, с точки зрения разумности и необходимости внесения, 34 ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ОКТЯБРЬ 2022 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА требуется учитывать правоприменительную практику по данному вопросу, поскольку такие условия являются существенными и могут перерасти в судебный спор. Верховный Суд (Определение от 23.08.2022 по делу № 301-ЭС22-6261) рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ «Дом номер 13» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2021, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 и Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2022 по делу № А4314632/2020. ООО «Нижэкология-НН» обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании с ТСЖ 174 436 руб. 76 коп. задолженности по договору об оказании услуг по обращению с ТКО. Товарищество предъявило встречный иск об обязании заключить дополнительное соглашение к договору о внесении изменения в порядок осуществления учета объема и (массы) ТКО и производить коммерческий учет объема ТКО в соответствии с абз. 3 п. «а» п. 5 Правил № 505 расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, фактически вывезенных региональным оператором с места накопления отходов за расчетный период. Как уже указывалось выше, собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета. Этот правовой подход был выработан в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС21-54. Согласно материалам дела, оператор настаивал на действующей редакции п. 15 договора, указывая на возможное повышение стоимости услуг при осуществлении коммерческого учета ТКО в соответствии с абз. 3 п. «а» п. 5 Правил № 505.
Верховный суд установил, что изменение судом первой инстанции условия п. 15 договора привело к ухудшению положения ТСЖ и удорожанию стоимости услуг и, наоборот, поставило общество в более выгодное положение, о чем свидетельствует, в частности, предъявление обществом иска о взыскании с ТСЖ задолженности в значительном размере. Между сторонами с момента заключения договора имелись разногласия по способу коммерческого учета ТКО, в связи с чем региональный оператор и обратился в Арбитражный суд. Товарищество во встречном иске потребовало обязать общество заключить дополнительное соглашение к договору, которое бы вносило изменения в порядок осуществления учета объема и (массы) ТКО договора, и изложить его в новой редакции: «Стороны согласились производить коммерческий учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с абз. 3 п. ‘‘а’’ п. 5 постановления Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 ‘‘Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов’’ расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, фактически вывезенных региональным оператором с места накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период, установленный п. 5 договора. Условия настоящего пункта применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 01.01.2019». Суд первой инстанции решением от 02.04.2021 удовлетворил иск регионального оператора, а по иску ТСЖ указал внести в договор изменения, касающиеся способа коммерческого учета, при этом оставил неизменными условия об объеме, месте и способах складирования ТКО. Судебная коллегия Верховного суда, изучив жалобу товарищества, пришла к выводу о том, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в части требования по встречному иску по следующим основаниям.
Согласно материалам дела региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а товарищество обязуется оплачивать его услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа за один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного Региональной службой по тарифам субъекта Федерации в установленном законом порядке. В соответствии с договором стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505 расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО. Договор заключается на один год и вступает в силу с даты начала оказания услуг, а в части взаиморасчетов ― до полного их завершения. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение товариществом обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных за определенный период, общество обратилось в суд с иском о взыскании задолженности и пени. К сведению Суд первой инстанции удовлетворил требование регоператора и отказал в учете отходов «по факту», что привело к ухудшению положения ТСЖ и удорожанию стоимости услуг. Важно Судебная коллегия Верховного суда отменила все принятые по делу судебные акты в части требования по встречному иску ТСЖ, посчитав, что суды не учли некоторые обстоятельства, имеющие существенное значение. ОКТЯБРЬ 2022 / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ 35 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Рассматривая встречный иск товарищества, суды не учли, что правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – закон № 89ФЗ). В силу п. 1 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Он может быть дополнен по соглашению сторон не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 24.7 закона № 89ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.6, п. 5 ст. 24.7, п. 1 ст. 24.10 закона № 89-ФЗ). Правительством Российской Федерации утверждены Правила № 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма типового договора и Правила № 505, регулирующие порядок учета объема и (или) массы ТКО. В соответствии с абз. 1 п. 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном разделом 8, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора (п. 8(4) Правил № 1156). Подпунктом ‘‘б’’ п. 13 формы типового договора предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505. Согласно п. «а» п. 5 Правил № 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем одним из двух упомянутых выше способов. В силу п. 4 ст. 426 ГК РФ и п. 1 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ Правила № 505, № 1156 и условия типового договора являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Общество, получив в установленном порядке заявку товарищества, направило в его адрес проект договора, составленный в соответствии с типовым договором, который стороны подписали 15 ноября 2018 г. Товарищество обратилось к оператору с требованием заключить дополнительное соглашение к договору и изменить порядок учета отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, фактически вывезенных оператором, ссылаясь на организацию на территории товарищества с 2018 г. раздельного накопления и сбора отходов. Согласно п. 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО производится в соответствии с абз. 3 п. «а» п. 5 Правил № 505. Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО. В практике Верховного суда в решении от 17.02.2021 № АКПИ20-956 установлено, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО позволяет собственнику отходов осуществлять их коммерческий учет одним из альтернативных способов расчета. Предъявляя встречное требование об обязании общества заключить дополнительное соглашение к договору, товарищество сослалось на осуществление раздельного сбора в соответствии с п. 4.2 Порядка накопления ТКО на территории Нижегородской области и просило внести изменения в договор в соответствии с абз. 3 п. «а» п. 5 Правил № 505. Суды пришли к выводу о неправомерном уклонении регионального оператора от заключения дополнительного соглашения об изменении порядка осуществления учета объема и (массы) ТКО, предусмотренного договором, и внесли изменения в данный пункт с учетом предусмотренной Правилами № 505 возможности определения объемов при раздельном накоплении исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в соответствующих местах. 36 ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ОКТЯБРЬ 2022 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Суды при этом указали на факт получения обществом 13 марта 2020 г. решения о раздельном накоплении ТКО, принятого собственниками жилых помещений многоквартирного дома, признав его обязательным для реализации. Предложение товарищества о внесении изменений в договор обусловлено стремлением снизить стоимость оказываемых обществом услуг путем определения объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, фактически вывезенных оператором, при этом условия договора не содержат положений о раздельном сборе отходов. В судебном заседании Судебная коллегия Верховного Суда обратила внимание, что при установленном ежедневном графике вывозятся не до конца заполненные контейнеры, поскольку ТКО и крупногабаритные отходы (КГО) ежедневно не набираются в полном объеме, в связи с чем расчет учета объема ТКО исходя из количества, объема установленных контейнеров и площади складирования КГО, а также без учета раздельного сбора отходов приводит к многократному удорожанию стоимости оказываемых обществом услуг, а договор в принятой судом редакции становится обременительным для товарищества. Если оценивать условия договора с точки зрения их разумности и справедливости, принципа соблюдения баланса законных интересов участников, изменение судами условия договора привело к ухудшению положения ТСЖ и удорожанию стоимости услуг, а также поставило общество в более выгодное положение, о чем свидетельствует в том числе предъявление обществом иска о взыскании с ТСЖ задолженности в значительном размере (дело № А43-11868/2022). Федеральная антимонопольная служба в письме от 11.08.2021 № ВК/67016/21 по вопросу применения пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в сфере обращения с ТКО отметила, что действия регионального оператора, выразившиеся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя коммерческого учета ТКО), могут содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 19 Правил № 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов отходов. В силу пп. 4.1, 4.2 Порядка накопления ТКО на территории Нижегородской области при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО. Однако суды, ссылаясь на наличие решения о раздельном накоплении, не учли, что в договоре не прописаны положения об осуществлении раздельного накопления ТКО, такой порядок не закреплен, не указаны количество и виды контейнеров, способ складирования ТКО и КГО. Суды не оценили взаимосвязь существенных условий договора, каковыми в силу п. 25 Правил № 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых ТКО, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, не сопоставили указанные условия с точки зрения разумности внесения изменений в способ коммерческого учета объема ТКО в принятой судами редакции и соответствия внесенных изменений иным существенным условиям договора. Как следует из картотеки арбитражных дел, до настоящего времени при подаче обществом исковых заявлений о взыскании задолженности товарищество предъявляет встречное требование о внесении изменений в условия договора, что свидетельствует о неустранении разногласий сторон по существенным условиям договора после принятия обжалуемых судебных актов и недостижении цели судопроизводства в соответствии со ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также цели, преследуемой товариществом. Таким образом, Судебная коллегия Верховного суда посчитала, что суды не исследовали обстоятельства, имевшие существенное значение для разрешения спора в части внесения изменений в договор, что привело к нарушению ч. 1 ст. 8 АПК РФ, которая устанавливает, что арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. А решения, постановления, принимаемые арбитражным судом, должны быть законными, обоснованными и мотивированными согласно ч. 4 ст. 15 АПК РФ. В итоге Верховный суд отменил решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2021, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 и Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2022 в части требования по встречному иску ТСЖ как принятые при неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права и направил дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела в отмененной части суду надлежит учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора с учетом условий договора и требований законодательства в области экологии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предложить товариществу уточнить требования по встречному иску и разрешить спор.
Медицинские коммунальные отходы
В СанПиН 2.1.3684-211 и законе № 323-ФЗ2 указано, что медицинские отходы класса А приближены по составу к твердым коммунальным отходам (ТКО), однако никто так и не объяснил, что делать с этим определением. Оставить эти отходы медицинскими или, удостоверившись, что они безопасны, считать их коммунальными? Это всегда было важно, поскольку на медицинские отходы не распространяется законодательство […]
В СанПиН 2.1.3684-211 и законе № 323-ФЗ2 указано, что медицинские отходы класса А приближены по составу к твердым коммунальным отходам (ТКО), однако никто так и не объяснил, что делать с этим определением. Оставить эти отходы медицинскими или, удостоверившись, что они безопасны, считать их коммунальными? Это всегда было важно, поскольку на медицинские отходы не распространяется законодательство об отходах (ст. 2 закона № 89-ФЗ3 ). Медицинские учреждения не должны заключать договор с регоператорами в отношении отходов, образующихся в результате их хозяйственной и иной деятельности, поскольку они все – медицинские4 . А вот суды вместе с территориальными органами ФАС стали ставить между ТКО и медицинскими отходами класса А знак равенства.
Со стартом реформы в области обращения с ТКО вопросы о включении медицинских отходов класса А в объем обязательств региональных операторов, уполномоченных осуществлять обращение с ТКО (ст. 24.6 закона № 89-ФЗ), а также об обязательности для медицинских учреждений договора с регоператорами на указанный класс медицинских отходов стали возникать все чаще. Регоператоры и медучреждения заняли в этом вопросе диаметрально противоположные позиции. Первые, считая класс А ТКО, требуют заключения договора и оплаты работ по нему, а вторые, наоборот, всячески уклоняются от этого. В августе 2022 г. Верховный суд РФ5 отказался подвергать процедуре рассмотрения Судебной коллегией судебные акты, обязавшие медицинское учреждение заключить контракт на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении медицинских отходов класса А.
Суть спора
Компания, являющаяся регоператором, обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к медицинскому учреждению с требованием об обязании заключить контракт на оказание услуг по обращению с ТКО, обосновывая заявленные требования положениями закона № 89-ФЗ и уклонением ответчика от заключения такого договора.
ПОЗИЦИЯ БОЛЬНИЦЫ
Все отходы больницы являются медицинскими отходами, а вывоз и утилизация всех медицинских отходов, в том числе класса А, осуществляется в соответствии со специальным законодательством на основании заключенного больницей контракта на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов. Нормы закона № 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяются. При оспаривании решения суда первой инстанции6 позиция больницы была дополнена следующими доводами. Пункт 14 Правил обращения с ТКО (ППРФ № 11567 ) запрещает складировать медицинские отходы в контейнеры для ТКО, в которые суды, утвердив представленную форму договора с регоператором, обязали больницу передавать медицинские отходы класса А. Кроме того, утвержденная форма договора также содержит категорию отходов, которую запрещено складировать в контейнеры с ТКО, ‒ медицинские отходы любого класса опасности. Также судом не учтены нормы пп. 3.5, 4.2, 4.32, 4.9 СанПиН 2.1.7.2790- 108 (в настоящее время это пп.166, 193, 173 нового СанПиН 2.1.3684-21), которые устанавливают особые (дополнительные) требования к обращению с медицинскими отходами класса А, отличные от требований по обращении с ТКО. Кроме того, не дана оценка тому, что СанПиН 2.1.7.2790-10 и п. 2.8 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.79 не содержат положений, из которых следует, что медицинские отходы класса А являются абсолютно идентичными ТКО и медицинские организации обязаны заключать договоры на вывоз медицинских отходов класса А с единственным поставщиком услуги – регоператором по обращению с ТКО. Ввиду отсутствия в действующем законодательстве критериев, по которым можно было бы сопоставить классы отходов производства и потребления (I‒V) и классы медицинРешение Арбитражного суда Челябинской области от 06.05.2021 по делу № А76-32673/2020 СОГЛАСНО ППРФ № 1156 СКЛАДИРОВАТЬ МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ В КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ ТКО ЗАПРЕЩЕНО. ОКТЯБРЬ 2022 / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ 25 МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ ских отходов (А‒Д), у больницы нет возможности оформить требуемый природоохранным законодательством паспорт отхода. В соответствии с соглашением, имеющимся у регоператора (ст. 24.6 закона № 89-ФЗ), обращение с иными видами отходов, включая медицинские отходы класса А, не является предметом соглашения и не входит в обязанности регоператора. Это свидетельствует о том, что договор на вывоз медицинских отходов всех классов опасности должен заключаться с соблюдением принципа свободы договора, закрепленного в п. 1 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ с любой специализированной организацией по обращению с отходами, включая регоператора. При этом государственная закупка должна проводиться на общих основаниях с учетом требований законов № 44-ФЗ10 и № 135-ФЗ11.
ПОЗИЦИЯ СУДОВ
В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Положения о заключении муниципального контракта муниципальным учреждением содержатся в законе № 44-ФЗ, который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1). Статья 93 закона № 44-ФЗ предусматривает случаи размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при которых заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт или иную гражданско-правовую сделку только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). В соответствии с частями 2 и 4 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с отходами с регоператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, и оплачивают услуги по обращению с ТКО по цене тарифа на единую услугу регоператора. Порядок заключения договоров с регоператором определен п. 5 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ, а типовая форма договора утверждена ППРФ № 1156. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается регоператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п. 1 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ). Больница к регоператору с заявкой о заключении контракта на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалась, от заключения договора уклонилась. К ТКО (ст. 1 закона № 89-ФЗ) относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Регоператор – это юридическое лицо, обязанное заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником этих отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регоператора. Таким образом, с 1 января 2019 г. заключать договоры на оказание услуг по вывозу ТКО вправе только регоператор. Истец в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным с Министерством экологии Челябинской области, является регоператором с зоной деятельности на территории, где расположена больница, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Челябинской области. Согласно пп. 8(4)‒8(5) ППРФ № 1156 договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения оператора. В соответствии с п. 8 (17) ППРФ № 1156 регоператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в сети Интер26 ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ОКТЯБРЬ 2022 МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ нет, а также в средствах массовой информации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет оператору заявку и документы в соответствии с пп. 8(5)‒8(7) ППРФ № 1156. В случае если потребитель не направил регоператору заявку и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения регоператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте или по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регоператора проекта договора (пп. 8(12), 8(17) ППРФ № 1156). Таким образом, больница признается собственником ТКО и в силу п. 4 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ обязана заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором. Судом отклонены доводы о том, что образующиеся у больницы отходы являются медицинскими и на регулирование обращения с такими отходами действие норм закона № 89-ФЗ не распространяется. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 49 закона № 323-ФЗ медицинские отходы ‒ это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерномодифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов. Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ12, на классы от А до Г, где класс А – это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к ТКО. Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 3 ст. 49 закона № 323-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 2 закона № 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Пунктом 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 отходы по классу А также определены как отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО), в том числе использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля. Согласно п. 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО. Следовательно, к медицинским отходам класса А, отнесенным по составу и предъявляемым требованиям к обращению к ТКО, применяются нормы закона № 89-ФЗ. В соответствии с пп. 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Кроме того, при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки ТКО. В соответствии с п. 2.8 СП 2.1.7.1038- 01.2.1.7 на полигоны ТКО осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанной и утвержденной схемой обращения с медицинскими отходами, содержащей информацию о способах обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов. Таким образом, санитарным законодательством допускается осуществление обращения с медицинскими отходами класса А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Соответственно, к указанным отходам применяются нормы законодательства, связанные с заключением контракта с регоператором.
Федеральная схема обращения с ТКО
В Югре построят завод по переработке покрышек и пластика в дизтопливо
В Нижневартовске появится комплекс по переработке старых автопокрышек и пластиковых отходов в дизельное топливо. Проект анонсировали на промышленно-инвестиционном форуме в Ханты-Мансийске. Сырье для предприятия уже имеется: восьми километрах от города образовалась огромная свалка — более 1,2 миллиона покрышек массой около 60 тысяч тонн. Инвестиции в комплекс составят приблизительно 730 миллионов рублей. Будет создано 32 рабочих […]
В Нижневартовске появится комплекс по переработке старых автопокрышек и пластиковых отходов в дизельное топливо.
Проект анонсировали на промышленно-инвестиционном форуме в Ханты-Мансийске.
Сырье для предприятия уже имеется: восьми километрах от города образовалась огромная свалка — более 1,2 миллиона покрышек массой около 60 тысяч тонн.
Инвестиции в комплекс составят приблизительно 730 миллионов рублей. Будет создано 32 рабочих места, ожидаемые налоговые поступления в местный бюджет — 56 миллионов рублей, по словам Виталия Якимчика, исполнительного директора компании, которая будет реализовывать проект.
На производстве будут использовать технологию пиролизной печи. Это будет первая в стране установка, которая позволит из отходов делать конденсационное топливо, которое можно использовать для дизельных электростанций или автотранспорта.
Денис Ноздрачев: для решения вопроса 100% обработки твердых отходов необходимо искать новые формы и возможности для инвестирования
Такую позицию озвучил модератор сессии «Развитие инфраструктуры и финансирование инвестпроектов в сфере обращения с отходами», генеральный директор ИнфраВЭБ Денис Ноздрачев. Существующие и перспективные меры поддержки инвесторов в сфере ТКО, барьеры в реализации таких проектов и пути их преодоления, а также особенности регулирования деятельности по утилизации отходов рассмотрели в первый день деловой программы международной выставки WASMA-2023. Как отметил Денис Ноздрачев, по итогам 2022 года 50% образуемых в стране ТКО […]
Такую позицию озвучил модератор сессии «Развитие инфраструктуры и финансирование инвестпроектов в сфере обращения с отходами», генеральный директор ИнфраВЭБ Денис Ноздрачев.
Существующие и перспективные меры поддержки инвесторов в сфере ТКО, барьеры в реализации таких проектов и пути их преодоления, а также особенности регулирования деятельности по утилизации отходов рассмотрели в первый день деловой программы международной выставки WASMA-2023.
Как отметил Денис Ноздрачев, по итогам 2022 года 50% образуемых в стране ТКО направлялось на обработку, более 11% — на утилизацию, за период с 2019 по 2022 годы введено в эксплуатацию 211 объектов обращения с ТКО. Это говорит о том, что переход на новую систему обращения с ТКО идет динамично. Тем не менее существует еще ряд барьеров, которые предстоит преодолеть для возможной оптимизации сроков достижения стратегической цели — обеспечение 100% обработки или сортировки образующихся ТКО к 2030 году и снижение объема захораниваемых ТКО в 2 раза. В числе таких задач: совершенствование законодательного регулирования отрасли с учетом накопленного опыта реализации инвестпроектов, более активное использование и доработка существующих мер поддержки для активизации внебюджетного финансирования проектов в ТКО, необходимость учитывать нетипичные условия при реализации ряда проектов, в том числе, удаленность территорий и климатическую специфику, а также другие важные факторы.
Участие в обсуждении приняли эксперты ППК РЭО, Национального центра ГЧП, Россельхозбанка и Сбера, а также экологических операторов. Участники дискуссии подчеркнули эффективность использования концессий в проектах ТКО, активную разработку законопроекта в сфере ТКО, направленного на решение ряда сдерживающих факторов развития отрасли, а также подробно остановились на финансовых аспектах реализации таких проектов. Отдельное внимание уделили региональному опыту реализации проектов, в том числе проектов на труднодоступных территориях, включая Дальний Восток и Арктику.
Напомним, что вчера Правительство РФ расширило перечень направлений зеленых инициатив, на реализацию которых можно привлечь льготное финансирование через специальные облигации или займы. Соответствующее постановление подписал Михаил Мишустин.
Теперь получить финансирование могут проекты, связанные с возведением энергоэффективного жилья, расчисткой и восстановлением водных объектов, созданием и модернизацией инфраструктуры по прямому улавливанию из окружающей среды парниковых газов и утилизацией свалочного газа с последующим получением энергии, модернизацией и ремонтом инфраструктуры для транспортировки водорода, производством аккумуляторных батарей, их утилизацией и повторным использованием. Также получить льготное финансирование смогут проекты, при реализации которых используется технология электрических тепловых насосов. Они позволяют теплу, накопленному в грунте и водоемах, преобразовываться в тепловую энергию для отопления.
Власти утвердили новые ставки платы за вред природе
Правительство поднимет ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду. За вред природе платят компании, чья работа сопряжена с размещением отходов, выбросами в воздух или воду. В2023 году ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленная в 2016 году, будет применяться с повышающим коэффициентом 1,26. Соответствующее постановление принято правительством. В прошлом году ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду применялась с коэффициентом 1,19. Как рассчитывается плата […]
Правительство поднимет ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду. За вред природе платят компании, чья работа сопряжена с размещением отходов, выбросами в воздух или воду.
В2023 году ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленная в 2016 году, будет применяться с повышающим коэффициентом 1,26. Соответствующее постановление принято правительством. В прошлом году ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду применялась с коэффициентом 1,19.
Как рассчитывается плата за вред окружающей среде
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением правительства в 2016 году на период с 2016 до 2018 года. После 2018 года они индексируются. В 2021 году правительство решило не повышать ставки из-за ухудшения экономической ситуации на фоне пандемии коронавируса. Минприроды отмечало, что ставки на 2023 год рассчитываются исходя из ставок на 2018 год, проиндексированных на размер индекса потребительских цен. Прогнозный показатель уровня инфляции на конец 2023 года — 6,1% — взят из базового сценария среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2025 года, указано в документе. Таким образом, за счет увеличения коэффициента 2022 года (1,19) на 6,1% получается коэффициент 1,26. Аналогично — на 6,1% — проиндексирована ставка платы за пыль каменного угля. Прогноз Минэкономразвития по инфляции впоследствии был пересмотрен — индекс потребительских цен по итогам 2023 года ожидается на уровне 5,5%.
Кто и сколько платит за вред природе
Плату за вред природе перечисляют компании, чья деятельность сопряжена с выбросами в атмосферу, в воду или с размещением отходов. Цель сбора — возмещение вреда окружающей среде, для этого вводятся или понижающие, или повышающие коэффициенты. Если плательщик проводит природоохранные мероприятия, то может сократить размер платы на потраченную сумму. Ставки сбора устанавливаются за каждый вид загрязняющего вещества. Минприроды разместило проект постановления о повышении ставок осенью прошлого года на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ведомство тогда сообщало, что доходы консолидированного бюджета России от платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 отчетный год составили 19,8 млрд руб. По оценке ведомства, бюджетные поступления по итогам 2023 года могут быть на 3,3 млрд руб. больше.
С сентября 2022 года средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду могут быть использованы только для выявления и ликвидации объектов накопленного вреда и другие природоохранные мероприятия.
Минэкономразвития в процессе согласования документа давало отрицательный отзыв, заявляя о необходимости учитывать текущую экономическую ситуацию и меры правительства «по обеспечению развития российской экономики». В отзыве Торгово-промышленной палаты на документ было указано, что доходы предприятий сокращаются, а плату за вред окружающей среде предлагается взимать в формате, «установленном для положительных темпов развития экономики».
Эти платежи давно стоило повысить из-за роста инфляции, считает заместитель руководителя направления «Пространственное развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Мария Комкова.
«Произошла индексация коэффициента в соответствии с ростом инфляции. А со ссылкой на сложную ситуацию в экономике можно всё время вопросы экологической повестки откладывать в сторону», категорична она.
«В прошлом году, чтобы снять нагрузку с бизнеса, многие решения были сдвинуты «вправо», в том числе введение нормативов, связанных с экологией. Но если есть негативное воздействие на окружающую среду здесь и сейчас, то должны быть средства, чтобы решить проблемы в ценах «здесь и сейчас», — добавила Комкова.
Как показывает практика применения законодательства, производителю проще внести плату за негативное воздействие, чем изменять технологию производства, — компании проводят переоборудование, внедряют экологически чистые технологи по собственной инициативе не так часто, говорит заместитель руководителя департамента публичного права НИУ ВШЭ Лариса Солдатова.
«Очень долгое время плата за негативное воздействие существовала, но она была недостаточно значительна, чтобы компании решались на изменение технологий производства, переработки, в том числе пересматривали подходы к выбору сырья. Все стимулирующие меры, которые до этого были предусмотрены в законодательстве, включая привлечение инвестиций, понижение платежей, введение налоговых льгот, не приносили ожидаемого результата. В связи с этим первым этапом было увеличение вообще в целом коэффициента платы и в том числе введение повышающих коэффициентов в 50 и 100 раз для тех, кто не соблюдает установленные нормативы выбросов и сбросов запрещенных веществ на предприятиях. После этого производилась индексация основных размеров платежей. Мы видели, что многие компании приходили к выводу, что им проще вложить средства в переоборудование, внедрение новых технологий, изменения процесса производства. В результате мы выигрываем все», — считает она, замечая, что «смысл не в том, чтобы компании больше платили, а в том, чтобы они меняли способы производства, потому что это единственный способ обеспечить приемлемое состояние окружающей среды, сохранить здоровье и получать более качественную продукцию».
Сборный вопрос: в Госдуме предложили запретить мусоропроводы в домах
ВГосдуме предложили запретить мусоропроводы во всех новостройках, а также заварить их в старых домах, если это возможно. С обращением в Минстрой выступили депутаты профильного комитета ГД от «Единой России». Мера необходима для ускорения реформы обращения с отходами в стране — перехода к их сортировке, борьбы с переполненными свалками и антисанитарией в помещениях, считают эксперты. С другой стороны, сам факт отсутствия мусоропровода не станет стимулом для людей раздельно собирать отходы — необходимо внедрять дополнительные регулирующие […]
ВГосдуме предложили запретить мусоропроводы во всех новостройках, а также заварить их в старых домах, если это возможно. С обращением в Минстрой выступили депутаты профильного комитета ГД от «Единой России». Мера необходима для ускорения реформы обращения с отходами в стране — перехода к их сортировке, борьбы с переполненными свалками и антисанитарией в помещениях, считают эксперты. С другой стороны, сам факт отсутствия мусоропровода не станет стимулом для людей раздельно собирать отходы — необходимо внедрять дополнительные регулирующие меры, добавляют специалисты.
Экологический подход
В России хотят запретить мусоропроводы во всех новостройках. Инициатива в Минстрой направлена за подписью члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ от «Единой России» Александра Якубовского. С копией документа ознакомились «Известия». Также целесообразно заварить уже существующие в старых домах, если это возможно — например, есть контейнерная площадка на улице, отметил депутат.
Мера нужна для ускорения мусорной реформы в стране — борьбы с переполненными свалками и перехода к раздельному сбору отходов, говорится в письме. Изменения необходимо вносить в своды правил по проектированию и строительству жилья, а также в СанПиНы.
Действительно, отказ от мусоропроводов — один из необходимых шагов в развитии раздельного сбора отходов, сказал исполнительный директор ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Алексей Сергеев.
С санитарной точки зрения это верный шаг: не везде такая инфраструктура содержится в должном состоянии, что в итоге приводит к неприятным запахам и распространению крыс, отметил директор по продажам федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.
— Сейчас и так уже застройщики отказываются от мусоропроводов из экономических соображений. Монтаж одного устройства обходится в 1 млн рублей, а жильцы, помимо услуги по вывозу ТКО, оплачивают содержание и очистку мусороприемников, — сказала член научно-технического совет Росприроднадзора, председатель комиссии по экологии совета ТПП о экономике замкнутого цикла Наталья Беляева.
На самом деле мусоропровод — более затратная опция с точки зрения экономики девелоперского проекта, чем отдельная площадка, добавил совладелец группы «Родина» Владимир Щекин. Шахта — это дополнительные затраты на оборудование, а также уменьшение полезного пространства внутри новостройки. Застройщики таким образом теряют до 50 кв. м потенциально продаваемых площадей на каждой секции дома, добавил вице-президент блока проектирования GloraX Павел Гаврилов.
Последние 10−15 лет современные новостройки проектируются зачастую без них, сказал коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. Мусоропроводы становились источником антисанитарии и шума, поэтому от них отказались в пользу контейнеров на площадках с раздельных сбором отходов. Их возвести гораздо проще — для этого нужно просто соблюдать определенные нормы, в частности, по дальности ее размещения от здания, добавила управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка.
— На девелоперов такое решение в целом не окажет влияние: современные дома зачастую проектируются уже с более высокими экологическими стандартами без мусоропроводов, — отметил Игорь Сибренков.
Это цивилизованный подход при новом строительстве, согласен глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов. При этом необходимо обеспечить достаточные условия для раздельного сбора — специальные площадки, добавил он.
Старый фонд
Невозможно обеспечить современный уровень комфорта проживания в доме с мусорокамерой: даже ежедневная уборка не приведет к чистоте, сказала директор УК «Азбука быта» (входит в девелоперскую компанию «Железно») Татьяна Демина. Для раздельного сбора отходов мера по запрету мусоропроводов действительно положительная, согласен исполнительный директор профильной ассоциации.
С другой стороны, как отметил эксперт, для части населения мусоропроводы необходимы, например для маломобильных граждан. Сегодня люди могут заварить такие приемники по определению собрания собственников. Это стоит около 15−20 тыс. рублей, добавил он. Право принимать такие решения самостоятельно следует оставить за гражданами, считает он.
— По статистике, до 50% мусоропроводов завариваются по решению таких собраний. Вся мировая практика также подтверждает отказ от них в пользу тренда на бережное отношение к природе. Это глобальная и реализуемая тенденция, — сказал Павел Гаврилов.
Впрочем, сам факт отсутствия мусоропровода не приведет к тому, что люди перейдут на раздельный сбор отходов, отметила исполнительный директор ассоциации «Ресурс» Валерия Гулимова. Сейчас отсутствует экономическое стимулирование населения для этого, даже если необходимая инфраструктура установлена возле дома, отметил Алексей Сергеев.
— Следует внедрить обязательный раздельный сбор, который должен предусматривать как наказание за неправильную сортировку отходов, так и поощрение в виде снижения платы за вывоз отходов, — считает он.
Инициатива будет способствовать увеличению рециклинга, добавил Алексей Сергеев. При этом необходимо внедрять и другие меры, например, просвещение населения. В странах, эффективно использующих раздельный сбор, образовательные кампании включают личные визиты и беседы с каждым жителем для объяснения существующих в муниципалитете правил, отметил он.
Радуга более 10 лет на рынке
ООО Радуга — компания, специализирующаяся на грузоперевозках, рытье котлованов, снос зданий и утилизация отходов, отмечает свой десятилетний юбилей на рынке Ростова-на-Дону. За эти годы Радуга зарекомендовала себя как надежный партнер для многих организаций и частных лиц, благодаря своему профессионализму, качеству обслуживания и использованию современной техники. Компания предлагает своим клиентам полный комплекс услуг в сфере грузоперевозок, […]
ООО Радуга — компания, специализирующаяся на грузоперевозках, рытье котлованов, снос зданий и утилизация отходов, отмечает свой десятилетний юбилей на рынке Ростова-на-Дону. За эти годы Радуга зарекомендовала себя как надежный партнер для многих организаций и частных лиц, благодаря своему профессионализму, качеству обслуживания и использованию современной техники.
Компания предлагает своим клиентам полный комплекс услуг в сфере грузоперевозок, рытья котлованов различной сложности и глубины, сноса зданий любой конструкции и утилизации отходов. Она располагает большим и современным парком специальной техники, что позволяет выполнять задачи любой сложности и обеспечивать высокий уровень качества предоставляемых услуг.
ООО Радуга готова предложить свои услуги как частным, так и корпоративным клиентам, гарантируя индивидуальный подход и оптимальное соотношение цены и качества. Компания продолжает развиваться и стремится к постоянному улучшению качества своих услуг, чтобы удовлетворять потребности своих клиентов в полной мере.
Вместе или раздельно: каким отходам не место на контейнерных площадках?
Текстиль, строительные и пищевые отходы не должны попадать в обычные контейнеры для ТКО. Такое мнение поддержали участники круглого стола, организованного Ассоциацией содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс». В рамках дискуссии, прошедшей при участии представителей ППК «РЭО», Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, сетевого ретейла, переработчиков и НКО, речь шла также о необходимости маршрутизации. В частности, поднимались вопросы, возможно ли организовать отдельную […]
Текстиль, строительные и пищевые отходы не должны попадать в обычные контейнеры для ТКО. Такое мнение поддержали участники круглого стола, организованного Ассоциацией содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс».
В рамках дискуссии, прошедшей при участии представителей ППК «РЭО», Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, сетевого ретейла, переработчиков и НКО, речь шла также о необходимости маршрутизации.
В частности, поднимались вопросы, возможно ли организовать отдельную маршрутизацию этих отходов силами предпринимателей, заинтересованных в их переработке, при корректном учете и оформлении отношений с регоператором и есть ли у такого подхода экономическая привлекательность.
Российские полигоны отчитаются о выбросах парниковых газов до 1 июля
Российский экологический оператор напомнил владельцам полигонов, объектов компостирования и прочих предприятий в сфере обращения с ТКО о необходимости предоставить отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля за 2022 год. «Начиная с этого года юридические лица и индивидуальные предприниматели, если их хозяйственная и иная деятельность сопровождается выбросами парниковых газов суммарной массой 150 и более тысяч тонн СО2-экв. в год, должны до 1 июля текущего года предоставить отчеты о выбросах парниковых газов за предыдущий […]
Российский экологический оператор напомнил владельцам полигонов, объектов компостирования и прочих предприятий в сфере обращения с ТКО о необходимости предоставить отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля за 2022 год.
«Начиная с этого года юридические лица и индивидуальные предприниматели, если их хозяйственная и иная деятельность сопровождается выбросами парниковых газов суммарной массой 150 и более тысяч тонн СО2-экв. в год, должны до 1 июля текущего года предоставить отчеты о выбросах парниковых газов за предыдущий год. Эта норма относится к полигонам, объектам компостирования и прочим предприятиям в сфере обращения с ТКО. Отчеты принимаются онлайн. Компаниям отрасли РЭО регулярно оказывает информационно-методическое содействие по вопросам сдачи отчетности, также было проведено два бесплатных вебинара. Также хочу напомнить, что с 2024 года суммарная масса выбросов парниковых газов, при котором необходимо будет предоставлять отчеты, снизится до 50 тысяч тонн СО2-экв. в год», — сказал генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Требование о подаче отчетности закреплено в статье 7 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». В соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355, эта норма относится, в том числе к организациям, осуществляющим захоронение твердых коммунальных отходов, сжигание твердых коммунальных отходов (небиологической фракции), а также компостирование. Такие организации относятся к категории регулируемых организаций.
В соответствии с пунктом 2 Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707, отчет представляется в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством заполнения организацией формы отчета в реестре выбросов парниковых газов.
Реестр является государственной информационной системой. Интернет-сайт реестра, на котором сдается отчет, располагается по ссылке. Инструкции по предоставлению прав к системе реестра, настройке доступа, авторизации и работе в системе реестра, в том числе по сдаче отчета, находятся на указанном сайте. Там же создан сервис, позволяющий проверить, является ли организация регулируемой.
При этом пунктом 4 статьи 7 Закона № 296-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выбросы от хозяйственной и иной деятельности которых ниже 150 тысяч тонн СО2-экв. в год и которые в настоящее время не относятся к регулируемым, также предоставлено право сдавать отчеты о выбросах.
Президент РФ 13 июня 2023 года подписал Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление отчета о выбросах парниковых газов или за предоставление в указанном отчете заведомо недостоверной информации. Срок вступления в силу указанного закона — 1 июля 2025 года.
«В этой связи компаниям отрасли обращения с ТКО уже сегодня необходимо организовать работу по расчету выбросов парниковых газов от своей деятельности, подготовке и сдаче ежегодных отчетов», — отметил глава РЭО.
Для методической помощи компаниям отрасли по подготовке отчетности по выбросам парниковых газов РЭО в 2022 году провел два открытых бесплатных вебинара по теме «Мониторинг и снижение выбросов парниковых газов в отрасли обращения с ТКО — новые требования законодательства и практика применения». Запись вебинаров после их проведения размещена на канале РЭО для свободного просмотра по ссылке.
В рамках интерактивного образовательного курса, подготовленного РЭО на тему обращения с ТКО для отраслевых работников, госслужащих, учащихся вузов, был подготовлен урок «Климат и ТКО: как побороть усиление парникового эффекта».